«Путёвка на войну»

 

   Только в такое безумное время, как наше, у человека разумного могла родиться идея путешествовать в зону конфликта. Да ещё потратив на это немало сил, средств, очередной отпуск, и рискуя собственной жизнью. Те, у кого появилось подобное желание, заплатят в несколько раз больше, чем обошлась бы рядовая поездка на тропические острова. Всё дело в услугах сопровождающих фирм, которые выставляют туристам внушительный счёт, якобы гарантируя безопасность. Поэтому многих из желающих пощекотать нервы сумма стоимости предварительного заказа уже приводит в ужас. И они решаются экономить, предпринимая самостоятельно путешествие в воюющую страну. Но на практике оказывается, что платить все-таки нужно. И что просто купить билеты на самолёт, имея деньги на еду и ночлег, вовсе недостаточно. Ведь по приезду на место без опытного проводника и внушительной охраны выжить практически невозможно. Особенно не зная местных порядков, обычаев и диалектов. Чтобы быть на передовой тоже нужно оплатить разрешение.

   Практически все страны, в которых идут долговременные военные конфликты, страны бедные, а их население не грамотно настолько, чтобы свободно общаться на иностранных языках. Поэтому общение туристов и понимание ими обстановки затруднительно. По приезду им придётся не только найти место для ночёвки, купить  продукты, но и обеспечить себе безопасность. Заметьте, только относительную. В странах, где идёт любой военный конфликт, безопасности в принципе не существует. Но здесь под безопасностью понимается подкуп чиновников и силовиков всех уровней, которые потенциально и могут стать твоей угрозой. Через посредников или напрямую, в зависимости от ситуации, они продают право на пребывание и перемещение. А заодно указывают, куда ходить вовсе запрещено. И причина бывает лишь в том, что вы можете стать неугодным свидетелем тёмных делишек. Как, например, происходит в некоторых африканских странах, где подогреваемые европейцами гражданские войны прикрывают разграбление полезных ископаемых.

   Сегодня война формально может вестись на почве этнических и межрелигиозных конфликтов. Но на практике всегда замешаны деньги. Часто банальный сбыт оружия служит причиной для развязывания небольшой, но долгоиграющей «войнушки». Таких примеров много. Также международные корпорации с помощью государственных переворотов захватывают власть над внушительными территориями различных государств, и используют их земли для высадки истощающих почву культур, попутно вырубая леса и осушая водоёмы. Размещают вне территории своих стран вредные производства, лаборатории, свалки.  Тот же Китай делает подобные вещи тихо и бескровно. Но последствия такой деятельности аукнуться через десяток-полтора лет для жителей многих стран. А вот остальные действуют по старинке, разжигая пламя войны любыми средствами.

   Отдельной ступенью идут две категории граждан, которые хотят принимать участие в конфликте непосредственно. Здесь мы не рассматриваем участие частных военных компаний. Речь об одиночках. Одни из них придерживаются идеи одной из сторон, и путешествуют на войну, официально нанимаясь убивать её противников. Делятся своим военным опытом, становятся инструкторами, офицерами и даже действующими спецназовцами. Всё это может прекрасно совмещаться с неплохим заработком. Понимая степень риска трусами таких людей назвать нельзя. Но среди них много безыдейных сорвиголов и настоящих наёмников, для кого действительная причина конфликта вовсе не важна. А возможность пощекотать себе нервы, рискуя жизнью, весьма привлекательна. В некоторых случаях психическое состояние таких людей вызывает сомнения.

   Существует и ещё одна категория настоящих «отморозков», которые предпочитают не рисковать собственной жизнью, однако преследуют цель пострелять в живых людей. И сегодня это им с радостью обеспечивают во многих конфликтах, тем более в странах третьего мира, где бесконтрольно всё, нет журналистов, судов, прокуратуры и вообще некому жаловаться. Зато есть снайперские винтовки и гражданские противника.

    А теперь несколько эпизодов из реальной жизни. Предупреждаем, что это всего лишь адаптированные переводы частей очерков и интервью из иностранной прессы, и мнение нашего журнала может резко отличаться от политических взглядов рассказчиков. Ведь каждый их них смотрит на ситуацию в мире под собственным углом.

Дэни Джеймс из крохотного австралийского посёлка Дерби.

   Осенью 2011 года я решил поехать в Триполи, рассчитывая на собственные силы. Мне было 26 лет и я узнал о войне в Ливии.  Наш материк занимает всего лишь одна страна, где войны и конфликты сегодня в принципе не возможны. Меня, как человека, интересующегося военной историей, всегда интересовала тема глобальных конфликтов. Но так как в наше время война носит локальный характер, я решил воспользоваться ситуацией, и на свой страх и риск полетел в Ливию, где уже несколько месяцев полыхали сражения правительственной армии и повстанцев. Долетев до соседней страны – Туниса, я  присоединился к группе международных журналистов. Среди них впоследствии оказалось и несколько идейных повстанцев, с которыми я познакомился. Так получилось, что я увидел революцию именно их глазами. Я хорошо прочувствовал, что такое пожар войны и как бессильно правительство перед достаточно большой толпой недовольных. Но вместе с тем я понял, что кровь льётся с обеих сторон, и стоили ли такие жертвы достигнутого результата - большой вопрос.

    Я пробыл там почти два месяца, со стороны видел бои с армией живого тогда ещё Каддафи в Сирте, и в горах Бени-Валид. Сам до этого немного пожил в городе Мисрат. Меня приютили повстанцы, не бесплатно. Кормили, чем могли, рассказали основы безопасности на улице. Я много узнал об обычаях и жизни людей в этой стране. Как недавнему выпускнику колледжа, мне было тогда интересно всё, что я видел. Я много записывал в тетрадь, а когда была возможность, делал фото. Но могу сказать откровенно, после возвращения домой я решил никогда больше этого не повторять. Мои соотечественники, даже служившие в армии, не представляют и десятой доли страшных событий, сопровождающих революцию.

   Японский гражданин Ито Аритомо, г. Нагано, 42 года.

   В какой-то момент, не без воздействия определённой литературы, а также под наплывом резкого желания встряхнуть собственный организм, я решил отправиться в Сирию, где были все предпосылки к грядущей войне. Была середина 2011г. Уже шли активные перестрелки и горели дома. Для меня это был своеобразный отпуск – время, не потраченное впустую. Рутина домашних дел и спокойная жизнь в мирной Японии подтолкнули меня на подобный поступок.

   Всего за 35 дней пребывания я вынес из этой поездки много уроков. Прежде всего, то, что нужно ценить – спокойствие и комфорт. Когда рушится мир вокруг тебя, когда исчезают коммуникации, больницы, уют и тепло – это ужасно. Исправить такое можно только бегством, переездом в другую страну. А остаются или самые мужественные, или самые беспомощные. И не важно, мирный ты житель, боец или повстанец. Ты всё равно живёшь в одинаковых условиях. Просто принципы и задачи у всех разные, и конечно мотивации. Идейных сумасшедших, маргиналов или религиозных фанатиков, которым просто нравится убивать, я не рассматриваю, их везде достаточно, но их всегда меньшинство от общей массы. В большинстве своём люди руководствуются либо мимолётным порывом, провоцирующим стадный инстинкт, либо алчностью. А ещё безвыходностью положения, когда просто нужно выбирать сторону и принимать решение. Остаться посередине и балансировать сложно. Иначе только бегство, на которое порой труднее решиться, чем идти убивать.

   Я снимал видео и фото, я разговаривал с жителями, с повстанцами. Я размещал своеобразные репортажи в интернете. В Сирии довольно много людей знают английский, и я на нём немного общался. Меня даже стали узнавать на улицах, так как смотрели мои записи. Моя точка зрения была максимально нейтральной, но пару раз мне пришлось откупиться деньгами, чтобы не быть ограбленным и убитым прямо на улице. Я много рассказывал об этом дома. И я понял, все войны устраиваются руками бедных, и их же руками восстанавливаются потом города. Так учит история, так увидели мои глаза.

   Томи Янес, американец, Огайо, г. Цинциннати, 37 лет.

   Не могу сказать, что мне не было любопытно посмотреть на войну своими глазами. Я знал, что наши войска уже долгое время находятся в Афганистане, и что рядом идёт война в Сирии, о которой уже начинали много говорить. В общем, в 2015 году я поехал, и провёл полтора месяца на Ближнем востоке, из них большую часть в Афганистане. Я не испытывал трудностей, у меня были местные гиды, и меня долго юридически сопровождала компания из Огайо, которая помогла мне познакомиться с ними и организовать моё пребывание. Мне нанимали охрану, когда это было необходимо. Но думаю, что в случае реального нападения они бы меня не спасли. Носить оружие мне запретили (хотя я прекрасно стреляю), так как это делало меня иностранной мишенью. По крайней мере, ко мне не приставали попрошайки и карманники, так как я платил местной охране. Мне находили безопасные гостиницы, продукты и воду, и перевозили по стране. Хотя я мог рассчитывать на помощь американских солдат, но их было не так много в стране, чтобы всегда иметь с ними связь.  Однажды мне пришлось носить бронежилет.

  Я до сих пор удивляюсь, что меня не украли с целью выкупа, ведь такая возможность была неоднократно. Видимо просто повезло. Жизнь в Афганистане не такая унылая, как кажется по телевизору, можно даже найти отель с бассейном и барбекю. А сами афганцы более цивилизованны вопреки представлениям, и могут вести открытый разговор с вами, если поймут, что вы не опасны. Мне пришлось видеть войска Талибан и Даеш, которых считают террористами. С моим поверхностным взглядом все эти повстанцы показались мне одинаковыми. Наверняка могу сказать, что это намного более упрямые люди, не желающие перемен под влиянием извне. Им не нужна ни американская демократия, ни европейское владычество, как не были нужны советские солдаты. Их нелегко будет сломить, и думаю, нам в этой стране нечего делать.

От редакции.

   В 2015-м году попался в интернете на глаза рассказ школьника, который на момент окружения г. Луганска украинскими войсками летом 2014 проживал в его пригороде. В их посёлке украинцы разместили батарею орудий. Одну из тех, которые прислало незаконное марионеточное  правительство, засевшее в Киеве по указке извне, чтобы вогнать в кровь и страх собственный народ, а заодно покруче спровоцировать Россию на ответный ход.

   Так случилось, что парень этот, будучи учеником 7 класса обычной сельской школы,  довольно сносно знал два языка – бабушка и мама были потомственными учителями ин.яза и языки он учил с 6 лет. Ему не только пришлось насмотреться  на ублюдков в военной форме, но и увидеть иностранных туристов. Что это туристы подросток понял не сразу, а лишь спустя время, когда описал их разговор с украинскими военными старшим. Ввиду малого роста, возраста и неприметного вида его особо не стеснялись, ведь говорили на иностранном.

   С его слов из двух автомобилей и небольшого микроавтобуса вышла группа людей. По виду некоторых из них было понятно, что это не военные. Они долго слушали немецкоязычного переводчика, затем его сменил англичанин. Рассказывали о ситуации на фронте, и о том, что в городе засели повстанцы, которых нужно выкурить. А мирные жители давно и благополучно эвакуированы.  И вообще гражданские остались только в таких небольших и безопасных посёлках, как этот, где успели закрепиться украинские военные. После чего была проведена фотосессия с оружием, на фоне танка и бронемашины, с холма, на фоне дымящегося Луганска. Двое из иностранцев, согласившись дополнительно оплатить выстрел из орудия, были допущены к гашетке – им разрешили сделать спуск, при этом фотографируясь. Наводку корректировали украинские военные.

   В описанном случае, как и во всей вышеизложенной информации, редакция журнала ничуть не сомневается. Человек самое кровожадное существо из ныне живущих. В Афганистане и в Сирии, в Ираке и на Донбассе, в Сомали, в Ливии, в Судане, в Палестине, в Йемене - по всей земле в наши, и в чужие города летят и летят снаряды, мины, авиабомбы, ракеты, купленные на деньги иностранцев. Часто эти боеприпасы летят ради их финансового господства, амбиций и жадности. А иногда и так, ради развлечения.

 Адаптированный перевод Ю. Павлова

Текст М. Паршин /mirozor.ru/

#военный_туризм #война_за_деньги #наёмкники #туристы_на_войне #маргиналы #исламисты #террористы #афганистан #сирия #ирак #палестина #донбасс