"Сикхизм"

  

   История этого этнорелигиозного течения насчитывает более четырёх столетий. Первые упоминания встречаются ещё в конце 15 века. Сикхизм зародился на основе учения гуру Нанака. Первые десятилетия должность главы сикхов передавалась по воле верховного учителя, но десятый гуру Гобинд своим указом отменил наследственность и преемственность верховного поста, и с 18 века сикхами стал править совет старейшин общины. Но после смерти Гобинда Сингха сами члены конфедерации сикхов разделили свою территорию на 12 округов - мисалей. Каждый округ являлся территориальным общинным объединением воинов, которые конкурировали за власть между собой по типу князей феодальной Европы, входя в одну конфедерацию. Но в самом начале 19 века к власти пришёл Раджита Сингха, который смог объединить их в единый союз и создать империю. Государство сикхов занимало обширную площадь на территориях современных Пакистана, Афганистана, части Индии и Тибета.

   Несмотря на то, что сикхи создали по сути отдельную конфессию, они выступали за равенство народов, отрицали существование каст и деление людей по другим признакам. Хотя принципы, традиции и обряды своей общины всячески превозносили и почитали. Сердцем их империи всегда была провинция Пенджаб. Теперь она разделена между Индией и Пакистаном. Сам по себе Пенджаб имеет настолько богатую историю, что заслуживает отдельных статей в любом журнале, и мы обязательно воспользуемся этим в будущем. А сейчас достаточно лишь упомянуть, что эта местность дала развитие всей Индской цивилизации и по площади распространения возглавляет список трёх величайших цивилизаций Древнего востока, обогнав Египетскую и Месопотамскую, хотя и возникла несколько позже.

   На протяжении 16-18 веков сикхи вели небезуспешную войну с потомками тимуридов - империей Великих Моголов, пытавшимися покорить всю Индию. Ещё на заре 19 века, в период активной британской колонизации Азии, сикхи представляли реальную военную и политическую силу, и англичанам с трудом удалось нанести им поражение. Даже сместив последнего короля сикхов,  британское правительство до конца его дней выплачивало из своей казны пожизненное пособие ему и его семье, а старейшинам общин полагались всевозможные льготы и послабления. С тех пор потомки сикхов расселились по всему миру, хотя большая их часть по-прежнему сосредоточена в Индии. Значительная часть на островах Фиджи, и в Великобритании.

    Главная святыня сикхов находится в Амритсаре, что в индийской провинции Пенджаб, и представляет собой золотой храм. Там проходят ежегодные сикхские праздники. Представители этого этноса входят во все ветки власти Индии и других стран. Многие из них служат в армии. За счёт наследственной воинственности им доверяют офицерские должности чаще, чем другим. Например, сейчас министром национальной обороны Канады назначен именно сикх. Да и премьер Индии тоже принадлежит к этой религиозной общине. Анализ экономических показателей в поселениях сикхов обнаружил неожиданное отличие от остального населения индийской провинции. Эффективность их труда и управления, как в сельском хозяйстве, так и на производствах, заметно выше и выгодно отличает общину от других народностей. Внутри общины есть понятие храма, когда закон един для всех и все равны. То есть, нет разницы между богатыми и бедными.  Но вне храма у сикхов принято соблюдать кастовые различия. Проще говоря, они не навязывают свой образ жизни другим и не порицают их за это, уважая чужие традиции.  

   В основе этой религии лежит почитание Единого Бога-творца, у которого нет имени, ибо имя его тайное и недоступно смертным. Всё вокруг создано Богом, включая людей и Космос. И только Единый Бог знает цель и смысл своих творений, ведь через них он самовыражался. До творения всего сущего Бог существовал в виде Абсолюта, сам по себе, но после познания себя стал существовать в каждом из нас.  Бог беспристрастен, в нём нет ненависти, он не для одного народа или континента, а для всего человечества, и он наполнен Любовью, и никого не наказывает, но и никого не ведёт за собой. Бог находится во всём, в природе и явлениях,  в каждом предмете. Бог есть вера, истина, милосердие и красота. Бог никем не рождён и никогда не умрёт. До Бога в стадии Абсолюта не было ничего, ни добра, ни зла. Никакие другие божества, демоны и прочие создания не существуют.

М. Паршин /mirozor.ru/