В широком смысле пиратами можно назвать и тех преступников, кто выходит на большую дорогу, грабя караваны фур и даже поездов на всём протяжении материка от Европы до Азии. Хотя для них в уголовном кодексе каждой страны есть совершенно определённые термины, вроде грабежа и бандитизма. В российском законодательстве лишь с конца 90-х годов появилась отдельная статья (227 УК РФ «Пиратство»), называющая вещи своими историческими именами. Отбросив налёт литературной романтики, скажем, что пиратство имеет сугубо индивидуальные особенности методов и мест совершения преступлений. А также более глобальные последствия, чем другие грабежи.
Казалось бы, ну что такого в захвате корабля, тем более, если нет жертв? Но высочайшаяопасность таких преступлений для общества обусловленане только причинением вреда конкретным лицам, но и весомого материального ущерба логистическим цепочкам стран и организаций. Под угрозой оказывается весь общемировой принцип безопасности и свободы перемещения в Мировом океане. Дезорганизуются планы судоходства и транспортировки грузов целых государств, что способно негативно отразиться на каждом гражданине.
Посудите сами. В результате нападения на судно «Х» в городе «Н» недополучили вовремя важнейшие детали на крупном строительном объекте, например на электростанции. Сроки сдвигаются, рабочие сидят без зарплаты, семьи недовольны. Подрядчики тоже недовольны – их штрафует заказчик. И заказчик конечно недоволен, страна «М» его подвела, а собственный народ не получил электричество. Коммерсанты и олигархи терпят убытки, покупают энергию втридорога, и грозят импичментом правительству. Ситуация заканчивается бунтами. Это если ещё никого на корабле не убили. А если 50-70 человек команды постреляют, тогда что? Резонанс представляете?
Ну, это если вкратце и по-простому. У нас ведь даже внезапное подорожание ананасов, недополученных с захваченного в Сомали сухогруза, может вызвать общественное волнение. Поэтому тут ещё нужно задаться вопросом, а не растут ли ноги у большинства современных пиратов из политических и военных департаментов некоторых государств? По примеру сухопутных нефтяных войн и прочих конфликтов. Дальше вы поняли. А в этом случае пиратов уже можно называть красиво - каперами, или ещё более романтично – корсарами. Суть от этого не меняется. Просто им выдана лицензия на грабёж по примеру королевских пиратов 16-17 веков, действовавших в открытую против враждебных держав. Правда, тогда оружия массового поражения у неприятеля не было.Сегодня грабить в открытую нельзя. А вооружать и благословлять можно. Заодно отвлекая ресурсы противника на военное сопровождениеи патрулирование. Гибридные войны в действии.
Что касается России, то любой человек, видевший карту мира, мог наблюдать, как её территория выходит к трём океанам и 14 морям. Следовательно, кого как не РФ сегодня считать морской державой? И чьей большой проблемой считать современное пиратство? Хотя подчеркну, дело даже не в наличии морских путей и в выходе к Мировому океану. Самого крохотного государства, уединённого посреди суши, пиратство может коснуться, не прямо, так косвенно. Тысячи кораблей ежечасно бороздят воды вокруг континентов, доставляя стратегические грузы в наши с вами магазины и фабрики. Ведь Земля покрыта водой, если вы не забыли. А самый дешёвый путь доставки товаров и материалов по морю.
Где же промышляют современные пираты, и какие регионы мира можно считать наиболее опасными?
У всех на языке вертится название Сомали, но его прибрежными водами дело далеко не ограничено. Хотя разбойники именно этого расчленённого внутренними раздорами и постоянной войной государства стали основоположниками новой эры корсаров. Их вотчина для грабежей - путь из Персидского залива в Суэцкий канал, а также торговые пути всего Юго-Восточного побережья Африки. Интересно, что именно из Персидского залива постоянно шастают корабли США всех мастей, в этой же зоне интересов базируется их 5-й флот, а проблема пиратства стала лишь немного волновать штаты последнее время.
С другой стороны Африки, в Гвинейском заливе, ситуация с пиратами ничуть не лучше. Удобно они расположились и вокруг Южной Америки, на Карибских островах и в их окрестностях.
Ещё более насыщенным пиратской жизнь регионом является Малаккский пролив – основной путь между Тихим и Индийским океанами. А также прилегающие острова. Сейчас, даже неизвестно где страшнее, у берегов Африки или Индонезии.
Пиратство распространяется по миру как чума, несмотря на мощь торговых держав. Тактика стремительных абордажей приносит свои плоды. Пираты, конечно, не ведут средневековых перестрелок. Их интересует исключительно захват судовой кассы, личных вещей команды и пассажиров, а также непосредственно заложники. Как показывает статистика, корабль и его груз интересуют грабителей значительно реже. Хотя если груз интересен и высоколиквиден, часть его тоже забирают. Небольшие суда изымаются для личных целей. Хотя были случаи реализации пиратами крупных кораблей третьим лицам. За дорогостоящий груз пираты требуют выкуп, как и за всех заложников. Средняя цифра требуемого выкупа за судно равняется 1 млн. долларов. Это если не поймают миллионера. Время спокойных кругосветных путешествий на личных яхтах похоже прошло.
Были случаи захвата военных грузов на гражданских судах. Дело в том, что гражданским кораблям запрещено иметь на борту даже стрелковое оружие. И они могут противопоставить им разве что пожарные брандспойты. А пираты зачастую вооружены пулемётами и портативными гранатомётами. Иногда пиратством занимаются целые преступные синдикаты, выполняющие заказы на международном уровне. И они подготовлены не хуже профессиональных военных, включая современные радиоэлектронные средства.
Ниже приводим карту с обозначением основных торговых путей и зон активности современных пиратов за последние 10-15 лет. Цветных точек, обозначающих случаи нападений, нет только в северных морях, которые контролируются Россией и странами Северной Европы, а также вокруг территорий англосаксов – США и Австралии. А далее интересней. Пираты есть буквально везде, даже в Китае, в Средиземноморье и посреди пустынной Атлантики. В результате борьбы многих государств с пиратами за последние 5 лет количество нападений сократилось вдвое. Но случаи пиратства всё равно исчисляются сотнями.
Правды ради стоит сказать, что пиратов Южной Азии исторически всегда было очень много – там постоянный неконтролируемый «муравейник». И поделать с этим ничего не могут даже государства, вроде Индии, постоянно патрулирующие регион. Перекрыть все выходы и тайные базы крохотных судёнышек просто не возможно - не хватит кораблей и авиации. А вот Сомалийские пираты появились по причине развала государства в 1991г., а также наплевательского отношения к этому факту мировой общественности. Пользуясь отсутствием государственности и остальными проблемам бывшего Сомали, корабли «прогрессивных» держав стали бессовестно сбрасывать отходы, в том числе и химические, в его территориальных водах. И без того голодным местным жителям сильно сократили зону рыболовства. Под воздействием тотальной бедности постоянно воюющего населения сформировались отряды «народных мстителей», которые прикрываясь идеей отмщения всем «буржуям» быстро вошли во вкус и стали профессионалами морского разбоя.