«Волонтёрский десант»

 

   В мире достаточно много волонтёрских некоммерческих организаций,  исследовательских, научных и благотворительных миссий, организующих выездную медицинскую помощь жителям стран третьего мира. В подавляющем большинстве случаев их помощь полностью безвозмездна для пациентов, но работа самих врачей вполне прилично оплачивается, с учётом специфики различных государств, трудностей и опасностей в работе. Мы сейчас не станем поднимать политические подтексты, отделять истинных врачей-волонтёров, добывающих практику, от шарлатанов из «Белых касок» и им подобных. Просто напишем рассказ, за основу которого взят перевод интервью нашей соотечественницы Светланы бельгийскому журналу «Science Illustrated».

    По образованию я переводчик, мне 48 лет и уже 20 из них я работаю в медицинских миссиях по всему миру. Я уроженка Краснодара и училась в Ростове-на-Дону. Ещё до поступления в университет мне удалось вполне сносно выучить два языка – французский и английский. Теперь я прошла языковую практику по максимуму, практикуясь на самых различных сложных диалектах, сформировавшихся в условиях колониальных стран. Немного знаю испанский. Я начинала с обычного переводчика, а теперь выполняю обязанности финансового менеджера. Правда за эти годы пришлось побывать логистом, поваром, санитаркой и ещё много кем, совмещая профессию переводчика.

   В конце девяностых мне предложили работу переводчика в российской миссии международной организации «Врачи без границ», и некоторое время я работала в России. Но после закрытия нашего отделения в РФ я всё равно решила примкнуть к иностранным миссиям этой организации уже в качестве волонтёра. Нельзя сказать, что только ради путешествий или ради языковой практики. Последнего кстати, было с избытком, а вот в плане путешествий не всегда везло. Находясь в некоторых странах, вы живёте, как в аквариуме в стенах госпиталя, отеля, здания миссии. Всё от внутреннего уклада и политической ситуации зависит.

   Не считая коротких рабочих поездок, я побывала  в восьми странах, работая в длительных миссиях по контракту. Знаете, в некоторых подобных организациях волонтёры себе даже документы и дорогу за свой счёт оформляют. Тут немного иначе. Вы всего лишь не получаете большой зарплаты,  если нанялись именно волонтёром. В остальном всё оплачивается, даже карманные деньги на отдых, и оплачиваемый отпуск, если миссия по контракту длится более шести месяцев. Ваш быт и переезды устраиваются за счёт центрального офиса или местного представительства «Врачи без границ». В пересчёте на стоимость ежедневно затрачиваемых медикаментов ваш перелёт и загранпаспорт стоят просто копейки. Тем не менее, организация существует на международные пожертвования, и большие зарплаты тут получают редкие специалисты.

   Мне больше всего понравилось на Гаити и я ездила туда дважды. Там довольно свободно и спокойно во всех отношениях. Не испытываешь такого культурного шока, как в других странах, которые пришлось увидеть. Также я была в Индии, Кот-д’Ивуаре, в Пакистане, Мали, Сьерра-Леоне, Йемене и даже в Сомалиленде. На последнем делаю акцент, так как государство де-юре не существует и находится в состоянии постоянных внутренних военных конфликтов. Хотя во многих соседних странах не менее опасно. Но именно там мы жили, как на космическом корабле, в условиях почти полной изоляции от окружающего мира.

   Многие из коллег, особенно кто летит не первый раз, везут с собой мелкие вещи для бытового уюта. У меня это была любимая кофеварка, а кто-то тащит с собой косметику, запас мыла и геля для душа. Наши психологи это прямо советуют делать, так как такие мелочи помогают адаптироваться в чужой среде, успокаивают. Но сейчас прогресс и логистика  шагнули так далеко, что мне приходилось в забытых богом деревеньках и придорожных магазинах объятых войной африканских стран видеть косметику, сделанную в Подмосковье. Так что не только китайская продукция весь мир заполонила, нам тоже есть, чем гордиться)).

   Что самое главное в таких миссиях? Быть готовой. Вытерпеть все сложности – климат, условия, работу, коллектив, порядки и обычаи. К последним нужно обязательно отнестись должным образом. А ещё очень важно быть не конфликтам и уживчивым с коллективом. Ведь часто вы вместе, как на подводной лодке, по несколько месяцев, полгода, и даже год. И редкие всплытия на поверхность за глотком свежего воздуха это всё, что вам остаётся и радостей жизни. Нет, конечно, у нас есть современные электронные средства связи, интернет, даже игровые приставки и фильмотеки, если нужно. Но человеческий фактор никто не отменял. Конфликтовать нельзя. Нельзя ослушаться сотрудников безопасности и кураторов, местных организаторов, проводников и т.п. В странах с исламскими законами, в странах, где идёт война, сотрудники MSF (Medecins sans frontieres - Врачи без границ) всегда в зоне поражения. Члены миссии могут стать заложниками или жертвами террористов - это никогда не исключается.

   В каких-то странах нам нельзя выходить на улицу без национальной одежды и сопровождения. А где-то можно вечером и в кафе посидеть. В Сомалиленде нас возили исключительно на машине в мусульманской одежде. Там я всего раз пять была в городе вне стен миссии и гостиницы в качестве прогулки, и наши сопровождающие всё время нервничали, чтобы успеть до комендантского часа. А на Гаити ты гуляешь в майке, сам, где захочешь, всю ночь.

    Кстати, довольно толерантна в этом плане и Сьерра-Леоне. Там своеобразный симбиоз религий и законов, комфортный для всего населения. А последствия народных волнений начала века уже в прошлом. Если не считать тотальной африканской бедности, то люди живут тут сносно и вполне мирно по сравнению с другими странами. Потому и к европейцам терпимо относятся. Хотя сходить там посидеть в кафе, или посмотреть что-то интересное особо некуда. Ну, кроме природы, разумеется и шикарных пляжей. Однако в нашем распоряжении был теннисный корт, бассейн и маленький спортзал с полудюжиной тренажёров. Организация всегда старается устроить свой персонал, как можно лучше, если это вообще возможно. Но и в палатках жить приходилось при + 40 в тени по три месяца. При этом проблема большинства стран - чистая питьевая вода. Зачастую даже помыться проблематично.  И конечно жара. Где-то есть кондиционер, а где-то и вентилятор роскошь.

      Я знаю людей, которые ездят семьями, с детьми. И тогда контракт с организацией подписывают оба супруга. А дети едут с ними. Не грудные, разумеется. Таким семьям проще работать в плане комфорта и уюта, общения. Они могут подписать контракт на больший срок. Хотя если вы от жары станете падать в обморок, или не выдержите внутреннего напряжения, насильно держать не будут.

   Между поездками я делаю перерывы. А если контракт длинный, то использую оплачиваемый отпуск для посещения той страны, которая мне по нраву. Из каждой миссии я привношу в своё восприятие мира что-то новое, полезное, позволяющее осмысливать окружающее, иначе воспринимать жизнь. И теперь я точно знаю, что бедность в нашем понимании это несколько иное, нежели в понимании африканца. Бедность европейца, отсутствие комфорта в России и в странах третьего мира очень разнятся.

М. Паршин /mirozor.ru/

По материалам «Science Illustrated», Belgien.

#сьерра_леоне #гаити #врачи_без_границ #msf #сомалиленд #волонтёры #волонтёрская_миссия