«Тромелин»

     На глади Индийского океана покоится множество островов, каждый из которых способен поведать собственную необычную историю. Есть она и у крошечного клочка суши, который после своего открытия в начале 18 века стал носить простое название - Песчаный. Но один печальный случай подарил ему более звучное имя, полученное от фамилии морского офицера той    эпохи. Именно этот офицер стал спасителем последних вынужденных поселенцев, проживших в полной изоляции долгих 15 лет.

   Итак, Тромлен, или Тромелин (с французского Tromelin) – островок площадью чуть более 1 квадратного километра. На нём столетиями селятся многочисленные птицы и откладывают яйца морские черепахи. Остров до его открытия, как и в настоящее время, был полностью необитаем. Он находится на значительном удалении от цивилизованных земель. До населённого острова Мадагаскар отсюда более 440 километров, до островного государства Маврикий более 550км. Сегодня на острове имеется несколько заброшенных зданий и грунтовая взлётная полоса, которые были выстроены французскими метеорологами. На нём нет возвышенностей, открытых источников пресной воды и лесных насаждений. Реденькая рощица неприхотливых пальм расположена в той части острова, где наиболее близки к поверхности грунтовые воды. Тем не менее эта территория ещё со времён колониальных войн 18-19 веков была предметом спора между европейскими государствами, а позднее на неё стала претендовать республика Маврикий, получившая независимость от Франции. Но фактически для нашей цивилизации он был открыт хозяйничавшими в этих местах французами в 1722 году. И уже в наше время французские же археологи поведали миру правду о событиях того времени, совместно с историками восстановив по крупицам события прошлого.

   Ост-Индская компания, послужившая одной из причин семилетней войны, привлекала в эти края сильнейшие державы мира. В битве за новые земли, торговые пути и диковинные товары, здешние воды бороздили тысячи судов в поисках врагов и лёгкой наживы. Летом 1761 года, а именно 31 июля, как записано в судовом журнале корабля L'Utile, судно село на мель вблизи острова Песчаный, направляясь с берегов Мадагаскара в торговые фактории Франции с грузом невольников, незаконно купленных у местных племён. На Мадагаскаре в то время процветало пиратство, анархия и беззаконие. Вожди коренных народов, населяющих остров, не дали европейцам его полностью подчинить, но принимали активное участие в работорговле, продавая пиратам и другим посредникам своих же подданных, или пленённых воинов враждующих племён.

      В результате кораблекрушения севшее на мель судно получило пробоину и прочно застряло в подводном коралловом рифе. Вокруг острова дуют постоянные и довольно сильные пассаты, которые значительно осложняют любую навигацию даже современным кораблям. О парусных судах середины 18 века нечего и говорить. Добираться вплавь до островка, попутно спасая провизию, воду и личные вещи экипажа стало большой проблемой для моряков и рабов-малагасийцев. И если первые в силу профессии умели плавать, то малагасийские племена, населяющие всю территорию огромного засушливого Мадагаскара, могли попросту не видеть водоёмов никогда в жизни. При попытке перебраться с корабля на берег погибли в волнах 18 моряков и 71 темнокожий невольник. Выжили 125 членов экипажа и 89 малагасийцев, которых изначально было ровно 160 человек. На протяжении нескольких суток выжившие моряки копали колодец, активно привлекая к труду невольников. Одновременно с этим спасённые с корабля запасы пресной воды делились только между белыми. Поэтому от жажды и изнеможения погибли ещё 29 малагасийцев. В результате воду всё же нашли, и она оказалась вполне пригодной, хотя и невкусной.

   На протяжении двух месяцев моряки спасали обломки корабля, инструменты и материалы оснастки, на самодельных плотах перевозя всё это на берег. Параллельно был добыт огонь и построены импровизированные печи для приготовления хлеба из муки, полученной с корабля. Европейцы строили корабль, способный вместить 125 человек и вскоре им это удалось. На оставшихся в живых рабов, среди которых были подростки и женщины, корабль рассчитан не был. Разделив остатки провианта с рабами, и оставив им  немного холодного оружия, моряки отправились в плаванье к берегам острова Морис – первоначальной цели своего путешествия. Перед отплытием они пообещали малагасийцам вернуться за ними или прислать корабль.

   Губернатор французского острова Морис (в то время «Остров Франции») ответил отказом на просьбу спасшихся моряков направить экспедицию с целью забрать рабов. А идущая между колониальными государствами «семилетняя война» положила конец французской экспансии в Ост-Индской компании и о рабах-робинзонах просто забыли.

   Тем временем остатки темнокожих обустраивались на острове основательно, давно не надеясь на спасение. Огонь в очаге они поддерживали постоянно, все 15 лет своего пребывания, о чём говорят результаты недавних археологических исследований. В пищу шли преимущественно черепахи, птичье мясо и яйца. Изредка малагасийцы ели и рыбу, которую в этих местах очень трудно поймать из-за постоянных волн и течений.

   На острове были обнаружены остатки внушительных жилищ, схожих с типичной архитектурой жителей мадагаскара. Жилища, как и печи, были сложены из фрагментов коралловых обломков, плит песчаник и самодельного кирпича, обмазанного известковым раствором. Толщина стен в некоторых местах достигала 2,5 метров. Что вполне нормально для мадагаскарских гробниц, которые и послужили прообразом этих строений для брошенных на произвол судьбы невольников. В таких помещениях прохладно, а их форма достаточно надёжна. Найти жилища археологам было весьма не просто, так как на их месте по незнанию была построена современная метеостанция. И всё же историческая правда восторжествовала благодаря науке.

   Найдены были предметы быта, топоры, кухонная утварь, два скелета и даже сам корабль L'Utile, потерпевший крушение. Исследователи в период с 2006 по 2009 годы более 120 раз погружались в воды близ острова, и тщательно исследовали их дно. На корабле неплохо сохранились пушки и другие фрагменты амуниции.

   Обнаружили людей на необитаемом острове только спустя 11 лет после крушения. С тех поря в период с 1773 по 1776 годы их несколько раз пытались спасти проходящие мимо корабли, но им это не удавалось по тем же причинам, по которым сами малагасийцы оказались в беде – к острову невозможно было пристать и сложно выбраться. Однажды добравшийся до острова матрос доброволец с проходящего мимо корабля в течение нескольких недель строил плот. Он снабдил его примитивным парусом из листьев и перьев, и попытался вывезти с острова трёх мужчин и трёх женщин. Все они погибли в море, не сумев справиться с волнами.

   Спасение пришло лишь в 1776 году. Лейтенант флота Tromelin командовал кораблём «La Dauphine». Он и организовал успешную спасательную операцию средствами своего корабля. К тому времени на острове остались в живых лишь 8 человек, среди которых был один мальчик-младенец и семь взрослых женщин. С тех пор остров носит имя этого лейтенанта.

М. Паршин /mirozor.ru/

По материалам французской Исследовательской группы морской археологии – GRAN.

#затерянный_остров #необитаемый #тромелин #мадагаскар #рабы_корабль #невольники #малагасийцы #тромлен #археология #колония #колонизация #ост_индская #французская_экспансия