«Месть или справедливость?»

   В своих рассказах о ЮАР, как об одной из самых интересных стран Африки, мы упоминали о несправедливом неравенстве, распространяемом белыми колонизаторами с середины 20-го века на этой территории. По примеру притеснения темнокожего населения в США потомки европейских захватчиков делили людей по цвету кожи с самого первого дня своего пребывания. Были это в основном выходцы из Голландии, Франции и Германии. Их часто называли африканерами или бурами. Хотя сами колонизаторы себя бурами никогда не называли, так как это слово означает «крестьянин». Своих предков африканеры считали колонистами, праведниками протестантства, несущими веру и цивилизацию.

   И действительно, от простых крестьян у них оставалось не много. Это скорее были захватчики, искатели приключений, ушлые торговцы, истребляющие местное население в борьбе за пастбища. Значительную часть пришельцев составляли беглецы из разных европейских стран, уходящие от правосудия. По примеру англосаксов, истребляющих индейцев Америки, буры захватывали территории современной Намибии и Южной Африки, истребляя и порабощая коренное население (племена банту, бушменов, кой-коин), обрекали его на тяжёлый труд. Также сюда свозились рабы из других иноземных колоний. Кроме самих буров, здесь поселились и вездесущие любители лёгкой наживы британцы, которые на начало двадцатого века составляли от 30 до 40% всего белого населения. Англичан бурами и африканерами не называли. Держались они особняком и время от времени затевали с бурами войны за владычество над территорией с золотыми и  алмазными приисками.

   У африканеров, пришедших сюда в 1652 г. за столетия выработался свой язык, постепенно распространившийся и на потомков местного населения, и даже на окружающие страны. Его называют африкаанс и используют в качестве одного из официальных. На сегодня в ЮАР более десяти официальных языков, и несколько десятков различных наречий. Религии, привнесённые европейцами, азиатами, индусами и другими представителями различных конфессий образовали сложную систему без преобладающего религиозного большинства.

   Земля Южной Африки - богатая земля. Здесь нет нефти, но её нехватку с лихвой покрывают огромные запасы цветных и драгоценных металлов, алмазов и каменного угля. Нельзя сказать, что европейцы не принесли этой стране ничего положительного. Они построили школы и больницы, заложили портовые города, провели коммуникации и сотни километров железных дорог. Но всё это было выстрадано слезами темнокожих рабочих, и построено с использованием уникальных природных богатство региона. Без этих двух составляющих у белого населения не получилось бы ничего.

   Вплоть до 1995 года в стране действовала политика раздельного существования (с африканского апартхейд переводится как «раздельно»). Самое страшное то, что претворять в жизнь эту политику белокожее меньшинство, узурпировавшее власть в стране, стало уже после Второй мировой войны, то есть в нашей современной истории.

   Темнокожим было запрещено управлять страной, жить и работать рядом с белыми, пользоваться общественным транспортом, строить дома в хороших районах, занимать престижные должности. Финансирование больниц и других учреждений для цветных было значительно худшим. Парадоксальным был тот факт, что значительная часть угнетаемого населения была потомками от кровосмешения с самими  белыми пришельцами. Белые кроме себя выделяли группы чёрных, азиатов и цветных, и давали всем разные права. Нетрудно догадаться, что никто не был приравнен к самим белым.

 

   Под давлением народных волнений для некоторых этнических групп правительством апартеида были выделены отдельные территории – бунтустаны. Фактически это были резервации, жители которых внутри территорий могли заниматься своими делами, но в самой ЮАР считались иностранцами, лишёнными паспорта. Бунтустаны, как отдельные автономные государственные образования признавались только в ЮАР и их жители лишались даже тех урезанных прав гражданина, которые были у темнокожих. Местное население, испытавшее вкус городской жизни, не хотело переезжать в эти резервации к ещё большей бедности. А те, кто переехал, жили на дотации правительства, открывали игорный бизнес и дешёвые курорты на побережье. Добыча полезных ископаемых в резервациях была невозможна.

   В результате продолжительной борьбы в 1994г. режим апартеида был сброшен, его законы упразднены, а темнокожие уравнены в правах. К власти приходит борец за свободу и равенство Нельсон Мандела, принадлежащий к народности коса. По факту начались десятилетия тихой мести белым за столетия издевательств. Прокатившуюся волну открытого насилия над белыми удалось прекратить, но пришедшие к власти темнокожие и цветные стараются по возможности досадить белым во всём, используя каждый удобный случай. Поток миграций на историческую родину потомков первых колонизаторов нарастает с каждым днём. Некоторые буры находят пристанище даже в России, так как считают её достаточно развитой и вместе с тем недорогой европейской страной.

   Южная Африка во всех смыслах страна достойная и интересная. Кто-то считает её искусственно созданной бомбой замедленного действия, которая неминуемо должна развалиться на автономии с громким треском. Кто-то верит в её потенциал, который, так или иначе, стал наследием белых. Это единственная Африканская страна, самостоятельно обуздавшая атомную энергию, и единственное государство планеты, добровольно отказавшееся от созданного им ядерного оружия. Это вообще страна контрастов. В ЮАР 50 % населения бедны, но даже эта часть людей богаче большинства простых жителей соседних стран. Здесь неплохой уровень медицины, и одновременно самый большой уровень заражённости ВИЧ. Здесь отличные и недорогие курорты, умопомрачительные пейзажи богатая природа. Но из-за крайней удалённости от остального мира поездки сюда весьма дороги.

   До недавнего времени многие здешние темнокожие относились к русским лучше, чем к другим белым, так как СССР в своё время не поддержал апартеид и бойкотировал дипломатические отношения в тот период, поддерживая темнокожее население. А теперь у РФ и ЮАР установлены самые тесные политически и экономические связи, и они входят в один мощный экономический блок БРИКС.  Однако поколение простых темнокожих людей, помнящих и анализирующих все события прошлого, уже уходит, а для более молодого населения ЮАР все белые равны.

М. Паршин /mirozor.ru/

#юар #апартеид #бунтусаны #претория #буры #африкаанс #африканеры #нельсон_мандела #брикс