Возвращение к истокам. Есть чему поучиться.
Многие годы китайский народ испытывает гнетущее влияние технического прогресса на собственную культуру. Подросшее молодое поколение городских жителей настолько же далеко от собственных истоков, насколько далеки жители глубинки от благ цивилизации. Конечно, в китайском обществе нет такой пропасти между классами, как в Индии, где целые касты людей не знакомы с элементарной бытовой техникой. Китайская деревня достаточно прогрессивна в техническом плане. Хотя новинки прогресса могут здесь в одном доме спокойно соседствовать с земляными полами и с твердотопливным отоплением на основе кукурузных початков и еловой шишки. Но именно сейчас в Китае происходит знаковое событие – взрыв интереса к собственной истории, корням и культуре. И китайская деревня стала буквально кладезем традиций, где из китайца прозападного снова делают жителя Поднебесной.
Из многомиллионных промышленных мегаполисов, построенных по западному образцу, тянутся вереницы отпускников в путешествие по собственной стране. На этот период они не без радости бросают свои привычки к торговым и кофейным автоматам, меняют безналичные карты на народные «жэньминьби» (бумажные юани) для ускоренного товарообмена с деревней, и отправляются на сотнях электричек и поездов дальнего следования по просторам большой Родины. Нельзя сказать, что такая идея не поддерживается самими жителями сельской местности и в целом правительственными чиновниками. Первые рады извлечь быструю выгоду из того, что имеют, а вторые всячески тому способствуют, так как деньги остаются внутри страны, а поколение молодых людей перевоспитывается в нужном русле.
Мы уже затрагивали эту тему в статье «Терпеливая судьба Поднебесной» https://vk.cc/981air, и благодаря её актуальности возвращаемся вновь. Ведь сегодняшнее положение дел в России с точностью похоже на описанные проблемы Китая. С той лишь разницей, что негативное влияние западного образа жизни, урбанизации и отрыв от корней происходили в Китае ускоренными темпами. А наша страна испытывала негативное влияние на большем временном отрезке, но больше же и сопротивлялась. То ли благодаря особенностям менталитета и некоторой природной лени, то ли по причине отсутствия последние годы разрушительных «пятилеток» и «социалистических соревнований». Так или иначе, сам Китай пришёл сейчас к тому, что космические темпы роста экономики «вопреки всему» пора обуздать. Собственно из-за чего он и обеспокоился культурным развитием своих граждан. Повторюсь – выигрывают от этого все.
Богатейшая в культурно-историческом плане провинция Хэнань (административный центр Чжэнчжоу) стала испытывать небывалый туристический бум, хотя всегда считалась колыбелью китайской культуры. Здесь зародились и канули в Лету десятки империй, а территория провинции не менее трёх раз становилась столицей древнего Китая. Здесь имеются сотни исторических памятников, старинных подземных сооружений, и следы древнейших городов возрастом более семи тысяч лет.
До недавнего времени сельская местность провинции Хэнань напоминала серый депрессивный регион с остатками былого величия китайских империй. Аутентичные для этой местности каменные домишки, построенные в виде прямоугольных крепостей окнами внутрь, соседствовали с тёмными холмами и мелкими озёрами, вода из которых по неглубоким каналам перемещалась вдоль унылых улиц. Женщины в них стирали бельё, а мужчины резались в карты, попивая чай и никуда не спеша. Даже городские центры этой провинции впадали в кризис уныния, так как помимо собственных офисов и производств среднестатистического их жителя мало что интересовало. Гонка за лучшее место, высшую зарплату, займы на покупку сверхмодного гаджета превратились в смысл жизни многих китайцев. Всё изменилось несколько лет назад, когда люди вдруг обнаружили, что они живут в местности, являющейся частью мирового наследия. Поток туристов из более развитых торговых регионов с каждым годом всё увеличивается. Да и сами жители Хэнань с удовольствием пользуются пригородным транспортом, чтобы каждые выходные осмотреть очередной тысячелетний монастырь, руины дворца, или обучиться народным ремёслам, вместо банальной выпивки в ближайшем кафе.
Та же ситуация была искусственно повторена в провинции Юньнань, где непритязательный сельских уезд Чжундянь, представляющий собой разбросанный на местности аутентичный посёлок в 60 тыс. чел., был переименован в Шангри-Ла по аналогии с одноимённой загадочной страной писателя Д. Хилтона. Надо сказать, что самая старая часть деревни полностью выгорела при большом пожаре уже в наше время. Но трудолюбивые китайцы благополучно восстановили все здания по образу древних, а центр посёлка заполнили таким количеством мастерских, кузниц и центров народного ремесла, что слава о проводимых здесь мастер-классах вышла и за пределы Китая. Выиграли жители не только указанного посёлка, у которых вдруг обнаружилась масса не сложной, интересной и главное прибыльной работы, но и уезд в целом, административный центр которого тоже теперь именуют Шангри-Ла.
Таких примеров сейчас в Поднебесной сотни и каждый со своими особенностями. Каналы «китайских Венеций», наподобие Чжоучжуан с многочисленными чайными, сувенирными и закусочными в старинном стиле, или лишённые благ цивилизации деревеньки вроде Дагантоу и Сихэ, где тоже принимают туристов, но не спешат организовывать им быт. Ведь многие предпочитают окунуться именно в жизнь аутентичную, без канализаций, магазинов и газопроводов. Все они в той или иной степени способствуют распространению и сохранению национальной культуры. А забытые деревни и городки, утопающие в зелени туманных лесов, или ютящиеся на отрогах скалистых гор, лишаются забвения, даже если им приходится иногда меняться до неузнаваемости в угоду туристам. Не маловажным фактором здесь является и поправка материального положения их жителей.
Страна, как и Россия, имеет несколько климатических зон, огромное природное разнообразие ландшафта, флоры и фауны, древнейшую историю, и разношёрстное население. Ведь только для европейцев китайцы все на одно лицо. На самом деле внутри страны насчитывается до 300 живых языков, более 55 национальностей, и ещё большее количество мелких этнических групп, которые собственно этими языками и пользуются, но лишь формально объединены в более крупные. Карта национальных автономий Китая напоминает пёстрое расшитое одеяло, которым окутана каждая провинция. И теперь все их жители начинают интересоваться общей историей и что важно, гордиться ею.
М. Паршин /mirozor.ru/
#китайская_провинция #провинциальный_туризм #туризм_китай #поднебесная #аутентичный_китай #шангри_ла #хэнань #юнь_нань #сихэ
© 2016-2024 Mirozor.ru Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласования с редакцией запрещено.