«Жизнь в Гане»

 

   Англоязычное западноафриканское государство Гана сплошь окружено странами франкоязычными – Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар и Того. Сами понимаете, языки в этих странах прижились и были объявлены официальными исключительно по признаку родного языка колонизатора, хотя обычно их знает меньше половины населения. Среди своих соседей нынешняя Гана лишь немного выделяется размером ВВП на душу населения. Все названные государства  не слишком богаты даже в сравнении с лидерами Африки, но и не максимально нищи. Вот и Гане досталось немного природных ископаемых, среди которых есть даже золотые россыпи и алмазные рудники. Ну и не раздирает её кровопролитная гражданская война, как некоторые другие государства континента. Неоспоримым преимуществом является выход в Гвинейский залив Атлантического океана.

   Рассказывает Ирина, филолог, переводчик, 32 года. Несколько лет живёт в Гане.

   Я познакомилась со своим мужем, когда училась в университете. Он прилетел в Россию на учёбу, и уже одно это говорило о том, что он из семьи как минимум среднего класса, к тому же интеллигентной. В таких странах как Ганна в университеты отправляются как бы по наследству. Бедные классы и сословия просто не задумываются об образовании на уровне семей – оно им недоступно. Многие ограничиваются школой. Хотя в Ганне с этим не плохо, здесь грамотными считается около 60 % населения. Ну, это значит читать и писать кое-как умеют.

   Прежде чем выйти замуж, я на несколько недель ездила в гости к семье мужа. Мы не только познакомились с его родственниками, но и объездили всю страну. До этого я не была за границей. Гана мне сразу понравилась своей необычной природой, бытом, культурой. А новая родня отнеслась ко мне на удивление без предвзятости. Здесь браки с белыми не очень распространены, хотя и не запрещаются.  

   К жаре я потихоньку привыкла. Да и у нас на родине не раз случалось довольно суровое лето. Правда здесь бывает по нескольку месяцев ещё и влажно, в сезон дождей, ведь климат субэкваториальный. И тут уж жарко и душно всем, даже коренным жителям. Температура в течение года почти не меняется. На побережье, конечно, дышится полегче, но мы сейчас проживаем почти в центре страны, в Кумаси. Он второй по величине  город страны, с более чем миллионным населением. От нас до побережья далеко. Зато немного ближе до моря.

   Вы не знали? В Гане есть своё внутреннее море, его многие так называют. Это самое крупное, нет, просто громадное водохранилище на планете, насколько мне известно. Называется Вольта, по имени впадающей в него крупной реки. Когда его заполняли, были затоплены девять тысяч квадратных метров земли, что сейчас составляет почти 3,5 % от всей территории этой 25-ти миллионной страны. Электростанция на  водохранилище и запасы воды обеспечивают большую часть населения. Я всё это знаю, так как сейчас работаю учителем в школе, и мы не раз ездили туда на экскурсии. Там очень красиво, зелёные берега изрезаны бухточками, имеют естественный природный ландшафт. Там ходят большие корабли и целые флотилии рыбаков.

   Муж говорит, что все соседние страны по стилю жизни, уровню достатка и традициям населения очень похожи на нашу Гану. Везде можно жить хорошо, если соответственно зарабатывать. Правда, тут о доходах у населения иное представление, нежели у нас. Если вы можете себе позволить покупать новую одежду для всех членов семьи – вы уже не бедны по здешним меркам. Книги и игрушки считаются роскошью, как и бессмысленная домашняя утварь, вроде сувениров, и прочих безделиц. Даже кухонная посуда строго определена для всех членов семьи у большинства жителей.

    Семья мужа относится к среднему городскому классу и имеет свой просторный огороженный дом. Люди победнее живут в маленьких отдельных домах без забора и палисадника. Совсем бедные ютятся в местном подобии трущоб – коммуне, или компаунде. Тут несколько семей собирается в одноэтажном строении под единой крышей. Есть, конечно, и богатые квартиры в городе, с пентхаусами и красивой отделкой, и кое-где настоящие виллы стоят, но их минимум.

   Тут довольно высокая безработица. Официально говорят до 15 процентов, но я считаю, что больше. Ценятся далеко не все дипломы и востребованы не многие профессии. Особо уважают врачей, инженеров-строителей, финансистов, международных специалистов, программистов, и агрономов высокого класса. А всякие профессии развлекательного характера, типа шоуменов, как и люди культуры, не особо востребованы. Большая часть населения работает в сельском хозяйстве и на производствах. Здесь довольно много перерабатывающей промышленности. Также очень немало плантаций какао, идущего на экспорт.

   Местные жители любят, когда с ними общаются, открыто и без высокомерия – это сильно сближает даже с иностранкой. Меня как-то сразу приняли в свой круг друзья мужа и соседи. Да и в городах, наверное, всегда легче адаптироваться и раствориться.

   Здесь много христиан всех известных течений и направлений. Но основная масса пятидесятники и католики. Есть и мусульмане. Традиционных африканских верований малая часть.

   Что мне не понравилось и чего нельзя изменить. Здесь ко всем незнакомым людям с белой кожей относятся заведомо, как к богачам. Пока за тебя не поручится кто-то из местных, или как в моём случае, вы не породнитесь с кем-то – вас будут считать богачом и ждать хоть малюсенького презента или иной милости. У белых, по мнению местного населения, и так слишком много лишних вещей, а уж если они приехали так далеко, то наверняка просто миллионеры.

   Здесь мало лесов – много вырубили ещё в период колонизации, и после обретения независимости деревьям тоже досталось. Хотя саванна, составляющая большую часть страны, вовсе не пустынна. Встречается много животных и удивительным контрастом на рыжей земле выглядит яркая зелень трав и кустарников.

   Мой муж не слишком богат, хоть и поехал учиться за границу. Просто в его семье так принято. Родители правильно направляли его в школе, и он заранее готовился продолжать качественное образование, а они также стремились и готовились к этому финансово. Здесь есть государственная программа для одарённых учеников, помогающая устроиться на учёбу в России. Но, как правило, все одарённые дети наследуют цель и задачу учиться именно от родителей. Самородки из бедных, необразованных семей редкость. Обычно там дети учатся лишь несколько лет и бросают школу.

  Несколько раз была в столице Аккре - не слишком отличается от нашего города, та же жизнь, улицы, люди, зелёный пригород и красная почва обочин у дороги. Одно можно утверждать наверняка – большинство жителей постсоветского пространства гораздо богаче большинства рядовых жителей Ганы.

   Мы бывали с семьёй и в России, у нас уже трое детей, и я всех возила показывать. Надо сказать, что на моей родине косых взглядов на нас больше, чем здесь в Гане. В любом случае наша пара выделяется и там и тут. Моя мама воспринимает всё вполне нормально. Лишь поначалу у нас был серьёзный разговор, когда я объявила о своём решении выйти замуж. А теперь она так рада внукам! Успокоилась и поняла, что ни в какое рабство, или ещё куда-то меня не забрали)).

   Ганцы довольно дружелюбны и отзывчивы, и вовсе не беззаботны, как думают некоторые россияне. Тут всё, как в русской деревне. Мы хоть и называемся городом, и высотные дома в нём есть, всё же большая его часть выглядит, как наш отечественный пригород - сады, огороды, домишки. Здесь копаются на грядках, стирают одежду руками в тазиках, носят воду в вёдрах. Только вместо яблок папайя, а вместо картошки корнеплоды ямса.

   Работаю я не каждый день, и скорее только чтобы не потерять навык языка и вообще, преподавания. Зарплата у учителей маленькая, как и в РФ, и муж говорит, что мне выгодней смотреть за детьми, занимаясь их образованием. Пока меня и мужа всё здесь устраивает, но возможно мы поменяем место жительства на Россию или другую страну – время покажет.

М. Паршин /mirozor.ru/

#гана #западная_африка #африканский #водохранилище_вольта

#кумаси #аккра #эмиграция #жизнь_за_границей #гвинейский_залив